Коллективное обращение

Печать
PDF

В Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству,

В Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Главному государственному жилищному инспектору России,

В Прокуратуру Санкт-Петербурга,

 

Коллективное заявление от председателей ЖСК и ТСЖ г. Санкт-Петербурга

 

В Санкт-Петербурге сложилась определенная практика проверок государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ) в отношении ЖСК и ТСЖ.

Все внеплановые проверки, проводимые в Санкт-Петербурге в отношении ЖСК и ТСЖ, проходят по следующей схеме:

- В ГЖИ пишет жалобу жилец дома или собственник квартиры. Ее содержание остается неизвестным представителям ЖСК и ТСЖ.

-Заместитель руководителя ГЖИ пишет распоряжение о проверке и уведомляет ЖСК или ТСЖ о внеплановой проверке по государственному контролю соблюдения правил эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда. Причина внеплановой проверки в уведомлении не указывается. На проверку требуют явиться с уставом, технической документацией, протоколами собраний, правоустанавливающими документами.

- Во время выездной проверки представитель ТСЖ узнает, что цель проверки, оказывается, другая – проверить обращение граждан по вопросу нарушения прав потребителя в части предоставления жилищных услуг. В распоряжении всегда указывается, что привлекать экспертов для этого не требуется, что в ряде случаев нарушает требования «Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» (Постановление Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170) - о привлечении специализированных организаций для установления причин и методов ремонта.

- Жилищный инспектор проверяет весь дом, то есть производит мероприятия, производимые при плановой проверке, пока не найдет в состоянии здания любые отклонения от нормативного состояния дома на момент его ввода в эксплуатацию. Проверка выполняется без учета износа дома, работ по сезонной эксплуатации, планов текущего и капитального ремонта и т.п., например, снятый светильник из-за проведения косметического ремонта. Таким образом, проверка деятельности ЖСК и ТСЖ по содержанию и ремонту жилого фонда подменяется мониторингом жилого фонда без учета нормативных мероприятий по содержанию и ремонту, износа здания, планов ремонта, решений собраний собственников помещений о капитальном ремонте.

- Далее следует протокол об административном правонарушении, и у жильцов дома, представителями которых являются ТСЖ и ЖСК, из целевых взносов, собранных на содержание и ремонт дома, изымается 45 тыс. рублей штрафа. Это может происходить много раз в год и даже по повторным заявлениям граждан, не содержащим новых сведений.

Нежелание ГЖИ привлекать к определению причин и методов ремонта строительных экспертов приводит к выдаче предписаний, зачастую наносящих финансовый и материальный ущерб жильцам дома, и может привести к угрозе здоровью и жизни граждан. Например, жилищный инспектор выдает предписание в начале отопительного сезона вскрыть и капитально отремонтировать все межпанельные швы и этим проморозить стены, и все из-за наличия пятен на обоях в комнате, где нарушен влажностный режим после замены деревянных окон на пластиковые без клапанов микровентиляции. Или жилищный инспектор в начале отопительного сезона предписывает произвести капитальный ремонт кровли, так как на лоджию верхнего этажа затекает вода с соседнего дома.

Вся эта схема проведения проверки содержит множество нарушений, по которым в соответствии с законодательством результаты проверки подлежат отмене.

В Постановлении Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493 (ред. от 26.03.2014) "О государственном жилищном надзоре", п. 7 указано, что Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

В ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ перечислены грубые нарушения требований к организации и проведению проверок, по которым результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене: отсутствие оснований проведения плановой или внеплановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки юридического лица, затребование документов, не относящихся к предмету проверки, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В распоряжении о проведении проверки указывается, что ее целью является проверка обращения граждан по вопросу нарушения прав потребителей в части предоставления жилищных услуг. Работа с обращениями граждан, которая проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», неправомочно подменяется проверкой юридического лица - ЖСК или ТСЖ.

В результате этих нарушений представителям ТСЖ или ЖСК в нарушение ст. 12.4 и ст.18 п.6 Федерального закона № 294-ФЗ отказывают в ознакомлении с основаниями для проведения проверки и документами, относящимися к предмету проверки, каковыми являются обращение граждан, административный регламент проведения проверки. Причины проверки остаются представителям ЖСК неизвестны. Жилищный инспектор, проводящий проверку, неправомерно утверждает, что единственным необходимым и достаточным основанием проведения проверки является распоряжение ГЖИ о проведении проверки, и никакие иные причины ГЖИ предъявлять не должна.

Проверка нарушения прав потребителей, что указано в распоряжении о целях проверки в отношении ЖСК и ТСЖ невозможна, так как в соответствии с Уставом ЖСК и с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 57 ЖСК и ТСЖ являются некоммерческими добровольными объединениями граждан с целью совместного управления многоквартирным домом, не имеют интересов, отличных от интересов его членов, не заключают с ними договоров управления и услуги им не оказывают, налоги за оказание услуг не платят.

Таким образом, очевидно отсутствие в данных случаях оснований для проведения внеплановой проверки юридического лица ТСЖ и ЖСК, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ является грубым нарушением, из-за которого результаты проверки подлежат отмене. Многочисленные нарушения закона, допущенные государственной жилищной инспекцией при описанном порядке проведения проверок, не допускают, согласно статье 26.2 КоАП Российской Федерации, использовать результаты проверки как доказательство по делу об административном правонарушении.

Назначение целью проверки ЖСК и ТСЖ проверку нарушения прав потребителей неправомочно используется ГЖИ только для того, чтобы обойти требования Федерального закона № 294 о защите прав юридических лиц и не согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой.

В Постановлении Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре" п. 11 указано, что предметом проверок является соблюдение юридическими лицами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и проверка деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

То есть в отношении ЖСК и ТСЖ следует проверять исполнение ими должностных обязанностей, работ и услуг, технических осмотров, планово-предупредительных, ремонтов, мероприятий по подготовке к зиме и других действий по содержанию и ремонту, предусмотренных «Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда» (Постановление Госстроя России от 27.09. 2003 г. № 170), постановлением правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" и другими нормативными актами.

В актах проверки должно быть указано, какие нормативные действия не произведены должностными лицами ЖСК и ТСЖ., например дом к зиме не подготовлен.

В сложившейся практике проверок ЖСК и ТСЖ штрафуют на основании проведения мониторинга жилого фонда без учета износа здания, без учета комплекса нормативных мероприятий и работ по содержанию и ремонта жилого фонда, без учета планов текущего ремонта и капитального ремонта, решение о котором принимает только общее собрание собственников помещений или региональный оператор. В нарушение статьи 2.1 и 2.4 КоАП Российской Федерации в актах проверки и протоколах о правонарушениях не указывается, какие действия или бездействие должностных лиц ЖСК и ТСЖ привели к правонарушению, не установлена их вина и нарушена презумпция невиновности, не указано, какое было произведено неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Просим проверить законность действий жилищной инспекции при проведении внеплановых проверок по описанной схеме и защитить законные интересы ЖСК, ТСЖ и их членов, так как ЖСК и ТСЖ не имеют интересов, отличных от интересов своих членов.

Просим содействовать внесению в административные регламенты жилищной инспекции изменений, делающие невозможным проведение проверок ЖСК и ТСЖ с нарушением их прав, охраняемых законном "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 и постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре".

Необходимо внести изменения в регламенты работы ГЖИ с целью:

1. Не допускать подмену работы с обращениями граждан на проверку в отношении юридического лица ЖСК и ТСЖ.

2. Исключить из целей проверок ЖСК и ТСЖ проверку по вопросу нарушения прав потребителей.

3. Проводить плановые и внеплановые проверки ЖСК и ТСЖ только по согласованию с прокуратурой.

4. Проверку деятельности ЖСК и ТСЖ осуществлять только в части соблюдения ими обязательных требований к выполнению работам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. То есть проверять исполнение ЖСК и ТСЖ должностных обязанностей, работ и услуг, нормативных сезонных мероприятий и т.п. В актах проверки должно быть указано, какие действия по содержанию и ремонту общего имущества ЖСК и ТСЖ не произведены, со ссылками на нормативные документы.

5. Четко разграничить проверку служебных и должностных обязанностей представителей ЖСК и ТСЖ и мониторинг жилого фонда, проводимый для сбора информации о техническом состоянии многоквартирного дома (Постановление правительства Санкт-Петербурга от 30 мая 2011 года № 680 «О мониторинге технического состояния объектов жилого и нежилого фонда в Санкт-Петербурге и создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Мониторинг технического состояния объектов жилого и нежилого фонда в Санкт-Петербурге").

6. Четко перечислить виды ремонта, для определения причин и методов которых необходимо проведение строительной экспертизы.

7. Исключить из компетенции Государственной инспекции Санкт-Петербурга пункты 3.16.1, 3.16.2 и 7.7.3 «Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года № 1334), в которых запрещается бросать мусор, окурки, наносить граффити и клеить объявления на фасаде здания, складировать отходы и КГО. Эти пункты требуют задержания граждан, осуществляющих эти противоправные действия, что может делать только полиция. В результате в Санкт-Петербурге сложилось неправомерное право применение этих пунктов государственной жилищной инспекцией, которая обвиняет должностных лиц ЖСК и ТСК в рисовании на стенах и разбрасывании мусора. При этом предоставленные ЖСК исчерпывающие доказательства о том, что эти противоправные действия произвели третьи лица (ст. 2.6.2 КоАП РФ) и что своевременное закрашивание стен было произведено при проведении мероприятий по подготовке дома к зимней эксплуатации и невозможно производить малярные работы зимой при температуре наружного воздуха ниже -10 градусов, жилищной инспекцией не принимаются.

Подписи.